Московский бард, музыкант, композитор, музыкальный продюсер, создатель и руководитель студии звукозаписи "Остров"
ЗАПЕЧАТЛЕТЬ
МИМОЛЕТНОСТЬ МУЗЫКИ
Запечатлеть мимолетность музыки
Эта история началась еще в детстве, когда бабушка сказала любимому внуку: «Ты будешь композитором и физиком» и на несколько пенсий купила ему фортепиано. Так и вышло. Несмотря на то, что из музыкальной школы Евгения Слабикова выгнали за непослушание, музыкой он занимается всю жизнь. Специальность физика-экспериментатора получил в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ). Свою увлеченность музыкой и физикой Евгений соединил в профессии звукорежиссера и создал одну из первых в жанре авторской песни частных студий звукозаписи.
Юношеские годы Евгения пришлись на время популярности Клуба самодеятельной песни (КСП) – неформального движения, объединявшего любителей бардовской песни. Ее также называют гитарной, любительской, туристской, самодеятельной, поэтической. Пожалуй, самое точное определение, придуманное Владимиром Высоцким, – авторская. За каждой авторской песней стоит в одном лице автор музыки, текста и исполнитель со своей особой личной интонацией.
Авторская песня была важной частью субкультуры шестидесятников-семидесятников. Визбор, Окуджава, Высоцкий, Суханов, Дольский – звездные имена. Тогда «люди с гитарой» собирали стадионы. Евгений познакомился с бардовской песней на заре 1980-х годов, попав в КСП, как и многие, через туризм, походы и песни у костра под гитару. Связь авторской песни с походным бытом подчёркивает шуточная расшифровка КСП как «костёр, спальник, палатка». Члены Клуба объединялись в так называемые «кусты» со своими традициями. Евгений входил в куст «Радуга» в районе ВДНХ.
Два раза в год в Москве проходили слёты КСП. В 1981 году 16-летним подростком Евгений впервые попал на огромный общемосковский слёт, который оказался последним - после этого КСП запретили как антисоветчину и диссидентство на несколько лет. Узнав про слёт, Евгений привязался «хвостом». Это событие изменило всю его жизнь.
«Это событие сильно повлияло на меня. Три дня за городом Александров, река Нерль, палаточный городок, «пение по кострам», факельные шествия, природа, альтернативная культура, тысячи людей… Там царила свобода, которую не с чем было сравнить. А песни, которые там звучали, отличались от «официальных» и их нигде больше нельзя было услышать».
Увлеченному музыкой Евгению движение КСП пришлось по душе. Он научился играть на гитаре. В день первокурсника впервые выступил в лесу с гитарой с песней Дольского. Потом стал сочинять свои мелодии, выступал на бардовских фестивалях и скоро стал самым молодым лауреатом главного конкурса авторской песни в СССР.
ТВОРЧЕСТВО
КАК БОРЬБА С ЭНТРОПИЕЙ
ТВОРЧЕСТВО
КАК БОРЬБА С ЭНТРОПИЕЙ
Первую песню «Снег» Евгений написал в творческом содружестве со своим туристским руководителем Юрием Самохиным, который стал главным автором текстов к его юношеским песням. Одно из самых известных совместных произведений - песня «Бумажный змей». Еще одна совместная песня «Лосинка» стала негласным гимном Лосиноостровского района Москвы.
Бумажный змей
Лосинка
Первый настоящий триумф Евгений испытал, когда его песня «Туча» на стихи Александра Пушкина получила грамоту ЮНЕСКО на конкурсе, посвященном 200-летию поэта.
Знаковым оказалось сотворчество с поэтом Виталием Калашниковым, «вторым Есениным», который написал на мелодии Евгения известные песни «Родина» и «Вернись, пожалуйста».
Как представитель «композиторского» направления в авторской песне, сам Евгений сочиняет в основном на «высокую поэзию» - стихи А. Пушкина, В. Брюсова, Н. Гумилева, И. Анненского, Ю. Левитанского, И. Бродского и других поэтов.
«Высокая поэзия близка музыке и математике. Сам язык выступает как звук. Если уж заниматься чем-то, то чтобы это возвышало, чем-то одухотворенным, чтобы чуть-чуть меняло людей. После того, как послушаешь музыку или песню, в слушателе должно что-то измениться. И во мне тоже».
Любимый поэт - Юрий Левитанский, с которым Евгений родился в один день – 22 января. Они познакомились и поэту понравилась музыка, которую сочинил Евгений на его стихи. Его даже называют «специалистом по Левитанскому». Самой популярной стала песня «Город», которую поют по всему миру. Евгению регулярно присылают очередное исполнение то из Германии, то из США. Евгению близко отношение Левитанского ко времени, что лучше всего отразилось в песне «Часы».
«У меня был большой период такой, когда я погрузился в стихи Левитанского. У него как время начинает там зацикливаться — и он возвращается к этой строчке — и оно длится... И вот мне была очень интересна эта зацикленность времени... Мы как обычно думаем: время — типа шкала. Идёт и идёт себе: раз, два, три, четыре... А мы под действием какой-то силы по этой пассивной шкале движемся. После Большого Взрыва как-то ещё трепыхаемся... А я подумал, что время — как раз и есть та сила, которая всё движет. Нет никакого Большого Взрыва. Время – это внешняя сила, которая не является пассивной, а является причиной движения. Причём она может то быстрее толкать, то медленнее… У меня была цель такая: когда ты начинаешь петь песню и когда заканчиваешь, это один и тот же момент времени — добиться такого эффекта».
НеОДИНОКОЕ ДЕРЕВО
НА ОСТРОВЕ
НЕОДИНОКОЕ ДЕРЕВО НА ОСТРОВЕ
Помимо сочинительства музыки и исполнения песен, Евгения с юности интересовала запись звука. У отца, который всю жизнь играл джаз, был нeмeцкий комбик «Regent» с пружинным рeвеpбератopом, с помощью которого он записал свою первую песню «Снег». С этого и началась история звукозаписи.
«Хотелось сохранить, запечатлеть мимолетность музыки и сделать проходящее совершенным. Хотелось записать свои песни и песни друзей и при этом достичь студийного уровня записи. Ради этого и создал студию».
Долгое время в стране существовала единственная фирма звукозаписи «Мелодия». В 90-е годы стали появляться и другие музыкальные студии. Возникла коллективная студия в детской музыкальной школе в Новогиреево, где Евгений, отвечавший за направление бардовской песни, записал несколько дисков акустического рока группы «Белая гвардия» Зои Ященко, Андрея Крючкова и других. Тогда же появилось желание создать свой лейбл.
Логотип нарисовал друг и дизайнер Алексей Николаев.
«Хотели обитаемый остров с пальмой, а вышел с одинокой сосной».
«Хотели обитаемый остров с пальмой, а вышел с одинокой сосной».
Первый студийный альбом, еще на кассете, под лейблом «Остров» - «Падший ангел». Это единственная прижизненная студийная запись Андрея Крючкова, кумира не только Евгения, но и многих московских бардов. Во многом благодаря этому альбому имя Андрея Крючкова стало широко известно.
В 1995 году Евгений Слабиков объединился с Николаем Лариным, музыкантом в стиле new age, и Максимом Лебедевым, маргинальным интеллектуалом, для создания собственной студии. Лебедев помог с техникой - приобрели многоканальный магнитофон. У Ларина был дом в Мытищах в лесу, где они фольгой обили потолок, и тот казался бесконечным. Евгений занимался непосредственно звукозаписью, выступая как звукорежиссер.
10 октября 1995 года – день рождения студии «Остров»
10 октября 1995 года – день рождения студии «Остров»
«Задача звукорежиссера запечатлеть то, что звучит в голове при помощи «железок». Ты можешь сделать один это новое пространство. Добавить интеллектуальное пространство к обычному звуку. И это останется навечно. Это чудо».
В первый год работы на студии под лейблом «Остров» вышло 20-25 кассет. Среди них был и первый альбом Евгения Слабикова «Сад» с фантастической аранжировкой Николая Ларина. Один из самых прогрессивных альбомов своего времени – и по музыке, и по качеству звука. Тогда почти ни у кого не было записей.
Когда разношерстная троица распалась, Евгений продолжил заниматься студией. С тех пор студия несколько раз переезжала, меняя адреса в Москве, но по-прежнему остается «секретным» местом для «своих». Идеальный звук, попадание в настроение, в интонацию – в этом главная особенность «Острова».
За годы своего существования на «Острове» записывали свои альбомы Владимир Бережков, Вероника Долина, Игорь Белый, Веня Дыркин, Андрей Анпилов, Вледимир Капнер, Татьяна Дрыгина, Николай Якимов, Наталья Дудкина, Александр Иванов, Дмитрий Дихтер, Елена Фролова, Моруся Митяев, Ольга Чикина, Алексей Брунов – весь первый ряд бардов. Своеобразный «серебряный век» авторской песни. На стенах студии - фотографии и обложки любимых альбомов и исполнителей - целая эпоха в лицах и песнях.
С точки зрения физики звук – это совокупность волн различных частот, которые воспринимаются нашими органами чувств. Обычный человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Кажется, что Евгений слышит не просто звуковые колебания. Он может уловить, прочувствовать и запечатлеть интонацию автора и передать квинтэссенцию авторской манеры - певец поёт лично для меня. В этом залог популярности студии. Поэтому многие исполнители авторской песни (и не только) выбирают именно «Остров».
По выражению Булата Окуджавы, «авторская песня - это искусство думающих людей для думающих людей». Не массовое. Его нельзя навязать или заставить любить. Без него можно легко прожить. Так же легко можно прожить, не зная Моцарта или Моне, но стоит ли? Искусство авторской песни живо, потому что живы люди бардовской культуры, увлеченные, искренне любящие поэзию и музыку. Такие как Евгений Слабиков, который хранит удивительное постоянство и верность однажды и навсегда избранному пути.
Студия «Остров» давно вышла за рамки жанра авторской песни, как и сам Евгений, который выступает не только как бард-исполнитель, но и музыкант, композитор и музыкальный продюсер.
Помимо шестиструнной гитары, которую Евгению подарил известный гитарный мастер Тимофей Ткач, Евгений играет на фортепиано. Его фортепианная импровизационная музыка отличается мелодичностью, лиричностью и медитативностью. По красоте мелодий Евгения сравнивают с Микаэлем Таривердиевым.
За более четверть века существования студии Евгений записал несколько сотен дисков в различных музыкальных жанрах: оперная и академическая музыка, этническая музыка, джаз, рок, new age и т.д.
«Жанр не очень важен. Важны энергетика и «кач».
«Жанр не очень важен. Важны энергетика и «кач».
Как музыкальный продюсер, Евгений сотрудничает с певицами разных стилей, выбирая то, что волнует в жизни и творчестве: всё талантливое, красивое, живое.
«Работа музыкальным продюсером сродни работе дирижера в симфоническом оркестре. Только дирижируешь не музыкантами, а составными частями песни - музыкой, поэзией, голосами и образами исполнителей».
Автор: Вера Тимошенко
Фото из личного архива Евгения Слабикова и студии "Остров"